Итак, финансовые итоги 2019-ого полностью подведены. Можно приступать к анализу результатов.
Для начала хотелось бы сразу обсудить итоги декабря - высокого сезона. Они, весьма показательные. Тут сложились все факторы: и общие тенденции рынка, и системные ошибки продвижения, и недальновидность, и даже надежда на "авось" и "халяву".
Если кратко, декабрь слит. Прям от слова "совсем". Это уже второй случай на нашей практике после мая 2018. Доход в декабря вышел примерно таким же как в ноябре. Никакого высокого сезона никто и не почувствовал.
Тут основным фактором стала надежда на "авось". Отчасти, это может быть даже наша ошибка: называть сезоны "высокими", программируя общественность на ошибочное поведение. Все слышат это магическое слово и думают, что это такие сезоны, в которые количество заказов увеличивается, а это не так. Это было бы верно для обычного оффлайн-магазина в центре города, там да, стало больше народу, увеличились продажи. Но мы то занимаемся онлайн маркетингом! У нас с вами даже терминология другая: трафик, показы, клики, конверсия... А уж понятие "высокого" сезона и подавно.
Давайте же разберемся, что такое высокий сезон в онлайн маркетинге. А это прежде всего сезон, в котором люди
ТРАТЯТ МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ на выбор, и при этом чаще проходят всю воронку продаж до конца, оформляя заказ. А покупают они в этот сезон даже те товары, которые им и не очень-то по-сути нужны или покупку которых они давно откладывали.
Обратили внимание на главный постулат? Еще раз:
ТРАТЯТ МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ на выбор. Что это означает для интернет маретинга? А то, что никто дальше первых 3-5 строк в выдачи и не заглядывает! Никто не будет как в другие сезоны лопатить несколько страниц, консультироваться в нескольких магазинах, долго и тщательно выбирать.... В высокий сезон все проще: набрал поисковый запрос, просмотрел несколько сайтов, заказал. Отсюда вывод: если вы не на первых позициях - вы не почувствуете никакого высокого сезона. Именно по этой причине, большинство магазинов в это время увеличивают ставки и пытаются попасть на как можно более высокие позиции в рекламе.
Именно про это забыли в этом декабре. Никто не стал бороться за первые места, все болтались на низких позициях, до которых ажиотажный спрос просто не доходил. Вот и результат.
Следующая характеристика высокого сезона - "покупают даже те товары, которые не очень-то и нужны или покупку которых давно откладывали". Что это означает на практике? А то, что нет в этот сезон никаких предпочтений или товаров, которые продаются лучше или хуже. Метут все, что видят.
Тут проще на примере показать: было у человека несколько объявлений на тему "стабилизатор для стиральной машинки". Клики вроде есть, заинтересованность есть, а с покупками все не так весело. И объявление отключается, как не приносящее пользы. Так вот в высокий сезон, такие объявления и дают продажи! (При условии, конечно, что их видят, т.е. они размещаются в топе) Это и есть подготовка к сезону - привлечь как можно больше кликов на ВСЕ объявления, а этой работы проведено не было.
И еще сюда-же, под "покупают даже те товары, которые не очень-то и нужны". Визуальная реклама (РСЯ, объявления с картинкой и ценой, Гугл.Покупки) дает в высокий сезон отличную конверсию. Главное чтоб ее увидели, чтобы не вышло так, что из-за недостаточной ставки за клик, эта реклама покажется лишь 0.1% всех потенциальных покупателей. Лишь широкий охват даст в сезон отличные результаты.
Мы старательно мониторили в декабре выдачу по наиболее популярным поисковым запросам, но не заметили каких либо существенных изменений в показываемой рекламе по сравнению с ноябрем. Топовые места никто занять не пытался, по ширине охвата аудитории (тематические запросы) - тоже существенных изменений не наблюдалось. Результат предсказуем - как было в ноябре, так вышло и в декабре.
Это что касалось "авось" и "халявы". Далее менее заметные причины: В МОСКОВСКОМ регионе структура спроса претерпевает ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ изменения. Падает актуальность дешевых стабилизаторов, растет популярность дорогих. К этому многие оказались просто неготовы или же банально упустили этот момент из вида. Оно и понятно, ставки за клик в дорогих стабах всегда были выше, и многие просто отказались от их рекламы еще в те времена, когда они не пользовались высоким спросом, а сейчас, когда рынок дешевых стал мельчать, упала и их прибыль (которая на само деле перетекла в дорогие модели).
Так же в Москве изменилась популярность торговых марок. Надеемся все заглядывают в отчет Я.Маркета "Популярные товары"? Обратили внимание, что марка "Энергия" буквально за пол-года значительно потеряла популярность? Однако многие наштамповали фирменных магазинов Энергия и теперь испытывают просадку.
А уж феноменальная популярность систем ИБП (инвертор+АКБ) по Москве ввела многих просто в форменный ступор. Есть даже те, кто полностью отказался от рекламы стабилизаторов и генераторов, полностью сосредоточившись на ИБП. И вот тут мы плавно переходим к главной системной ошибке года 2019. Это ошибка отказа от менее выгодных ниш. Мы писали о ней еще в далеком 2015 -
viewtopic.php?f=5&t=72&p=2792#p2792 и вот в 2019 эта проблема повторяется вновь.
Повторим притчу еще раз:
admin писал(а):
вот представь есть у тебя магазин, уровня пятерочки. Ты посчитал, что за неделю продажа спичек была неэффективной и убрал спички из своего ассортимента. Потом оказалось что продажа чипсов тоже малоэффективное занятие, убрал чипсы. Потом картошку, ананасы, икру, курицу и т.д. И останется у тебя в магазине одно пиво, по эффективности твой магазин будет на высоте, ведь накрутка на пиве 400%, только зарабатывать ты будешь не как раньше 1млн в неделю (с низкой эффективностью), а всего лишь 10тыс.руб, за то с огромной эффективностью. И ходить к тебе будут не столько народу как раньше, а лишь те, кому нужно пиво.
Наблюдается тоже самое: Популярность ИБП по Москве настолько вскружила некоторым голову (по нашим экспериментам там ROI > 2), что все ниши с меньшим ROI и в других регионах просто остановили. Логика тут: у зачем вкладывать в рекламу генераторов 1 руб, получая 1.2 руб. на выходе, если можно вложить тот же 1 руб. в ИБП и получить на выходе 2.1 руб.
А это ловушка. Это уменьшение охвата. Это стагнация. Это
admin писал(а):
...только зарабатывать ты будешь не как раньше 1млн в неделю (с низкой эффективностью), а всего лишь 10тыс.руб, за то с огромной эффективностью...
Ниша ИБП не бесконечна. С ростом вложений в эту нишу, падает эффективность. А бросание соседних ниш приведет к постепенному уменьшению и дохода тоже. Каждый должен решить для себя чего он хочет: вложить в рекламу 100 тыс. и получить 150 тыс. (ROI=1.5, а заработок 50 тыс.) или сложить 5 тыс. и получить 10 тыс. (ROI=2.0, но заработок всего 5 тыс.)
Мораль: нельзя бросать ниши, рекламные каналы и регионы, которые по эффективности хуже других. Чем шире охват тем больше заработок (пусть даже с меньшей эффективностью).
Теперь немного наших наблюдений: Из регионов самыми интересными остаются Питер и Ростов. Остальные тоже не сильно отстают, но эти прям на высоте: реклама не такая дорогая, конверсия хорошая. Спрос в регионах остается по структуре такой же как и в Москве в 2010-1018: стабилизаторы на первом месте, в основном середнячки, дорогие берут реже.
В Мск заметное снижение спроса на средние и дешевые стабы. Небольшое увеличение по дорогим стабам. В целом, по деньгам наверное тоже самое, но вот в количестве заказов явное снижение спроса на стабы. И параллельно с этим, какой-то фантастический рост спроса на ИБП (инвертор+АКБ). Вообщем, Мск идет каким-то своим хитрым путем. В принципе, если вовремя это понял - ничего экстраординарного, но это надо вовремя увидеть и распознать. С регионами такого нет, там все идет на накатанной колее.
Трафика в google за 2019 стало больше чем в яндексе. А конверсия там всегда была лучше. По итогу, номером №1 по интересности стал гугл, однако AdWords в настройке не так прост как Я.Директ, поэтому можно сказать, что порог входа "в хороший трафик" существенно увеличился. Новичкам все труднее и труднее начать. Нужен немалый багаж знаний, чтобы сделать свою первую рекламную компанию.
Яндекс подложил в 2019 всем огромную "свинью" - автоматические стратегии. Если раньше для получения большего количества кликов было достаточно просто увеличить ставку, то теперь все топовые места заняты автоматическими стратегиями. Ставка за клик там либо отмечена прочерком или нереально большой суммой. И попасть на эти места как раньше уже не получится. Нужно подключать e-commerce к счетчику, разбираться и настраивать автоматическую стратегию. Это мало того, что опять же повышает планку входа, так еще и стало для некоторых барьером, отгородившим их компании от прошлых высоких заработков. С одной стороны это вроде правильно, автоматические стратегии не дают возможность чрезмерного роста ставок, но с другой стороны утяжеляет вход новичкам.
Однако, есть от Яндекса и хорошие нововведения - товарные объявления с изображением и ценой. Цена клика сравнима с РСЯ (крайне низкая), клики по уровню как спецразмещение, конверсия - на высоте. Прям подарок.
Про SEO писать - время зря тратить. За этот год ничего не поменялось. Оно мертво. Полностью. Однако, почему-то остались те, кто вместо того, чтобы изучать и пробовать контекст, занимается расстановкой метатэгов, оптимизацией текстов и покупкой ссылок.
Чего ожидать от этого года: непонятно как поведет себя дальше ниша стабилизаторов в Москве, смотрим, изучаем. Снимаем сливки с ниши ИБП. Попробуем запустить еще одну микро-нишку, глянем как она. Регионы будут идти по классическому сценарию и служить надежной опорой. Там все как в Мск было несколько лет назад: стабильность и постоянный рост по стабам.
Внимательно следим за новостями в Я.Директ и Г.Рекламе: там прям стремительные перемены, и то что "давало хлеб" еще пару лет назад уже дает лишь крошки. Нужно постоянно идти в ногу с самыми последними рекламными технологиями. Все продажи там, нужно уметь забирать их себе у конкурентов.
Вот таким выдался прошедший 2019-ый...